База саунд-дизайна. Эффекты

Звуковые эффекты — главные помощники саунд-дизайнеров. С их помощью можно изменять звуки, добавляя глубину и текстуру аудиоэффектам. Для начинающих специалистов важно понимать и уметь использоваться основными эффектами обработки, так как это важный этап на пути создания профессионального звука.

В этой статье мы рассмотрим основные звуковые эффекты, которые вы наверняка будете часто использовать в своих работах. Вы узнаете, как работают такие эффекты, как реверберация, дилей, фейзер, флэнджер, компрессия и дисторшн. Независимо от того, выбрали вы саунд-дизайн для личного удовольствия или работаете над проектом для кино или игр, знание этих базовых инструментов откроет перед вами новые творческие возможности и поможет достичь профессиональных высот.

Компрессор

Компрессоры являются одними из самых важных инструментов в звуковом продакшене. Они помогают контролировать динамический диапазон аудиосигнала, делая тихие звуки громче, а громкие — тише. Это позволяет получить более ровное и сбалансированное звучание. Когда уровень входного сигнала превышает установленный порог, компрессор уменьшает его громкость в соответствии с заданным соотношением. Компрессоры помогают сгладить резкие пики и делает звук более равномерным. Например, в видеомонтаже или при работе с подкастами компрессор позволяет придать голосу чёткость и читаемость, чтобы на любой звуковой системе или телевизоре было хорошо слышно говорящего. Он уменьшает разницу в громкости букв/слов диктора, и слушателю не придётся тянуться увеличивать громкость.

Распространённые параметры компрессора:

  1. Threshold (Порог) — уровень громкости, при котором компрессор начинает работать. Все звуки, превышающие этот уровень, будут обработаны компрессией.

  2. Ratio (Соотношение) — степень сжатия сигнала, выраженная как соотношение входного уровня к выходному. Например, соотношение 4:1 означает, что сигнал, превышающий порог в 4 раза, будет уменьшен до уровня, превышающего порог всего в 1 раз.

  3. Attack (Время атаки) — время, за которое компрессор начинает действовать после превышения порога. Быстрая атака (0–10 мс) эффективна для резких звуков, а медленная атака (10–100 мс) позволяет сохранить естественность звучания.

  4. Release (Время восстановления) — время, за которое компрессор прекращает действовать после того, как сигнал опускается ниже порога. Это влияет на то, как быстро сигнал возвращается к исходному уровню после компрессии.

  5. Make-Up Gain (Уровень усиления) — позволяет компенсировать снижение громкости, вызванное компрессией, поднимая общий уровень сигнала.

    OTT компрессор на максималках

    Бесплатные плагины компрессоров:


    Дисторшены, эксайтеры и сатураторы

    Дисторшены, эксайтеры и сатураторы — это эффекты, которые используются для добавления гармоник, текстуры и тепла к аудиосигналу, что делает звук более насыщенным и ярким. Несмотря на их различия, все они основаны на принципе нелинейной обработки сигнала, которая изменяет его спектральные характеристики.

    Простой пример: иногда в музыкальном инструменте или какой-то текстуре не хватает характера, и звук блёкнет относительно других, звучит невыразительно. Если добавить сигналу сатурации, он начнёт пробиваться в общем миксе и звучать более плотно.

    Дисторшены (Distortion)

    Дисторшены увеличивают гармонические искажения, делая звук более агрессивным и насыщенным. Они часто используются для обработки гитар, басов и синтезаторов, добавляя «грязь» и «жёсткость» к сигналу. Дисторшены работают, усиливая входной сигнал до уровня, при котором происходит клиппинг, что вызывает гармонические искажения.

    Сатураторы (Saturation)

    Сатураторы добавляют гармонические искажения, имитируя работу аналогового оборудования, такого как ламповые усилители и магнитофонные ленты. Этот эффект придаёт звуку теплоту и насыщенность, делая его более естественным и приятным для слуха. Таким образом, инструмент генерирует как чётные, так и нечётные гармоники, что приводит к более сложному и богатому звучанию.

    Эксайтеры (Exciter)

    Эксайтеры добавляют высокочастотные гармоники, делая звук более ярким и чётким. Они часто используются для улучшения вокалов, акустических инструментов и общего микса. Эксайтеры работают, добавляя к сигналу синтезированные гармоники, что улучшает перцепцию детализации и чёткости.

    Бесплатные плагины

    Есть неплохие бесплатные плагины с различными видами сатурации от разработчика Airwindows. Их подробно разбирает в своём ролике музыкальный продюсер Евгений Чигарёв.

    Смотреть ролик Евгения Чигарёва

    Бесплатные плагины:


    Дилэй

    Дилей (delay) — это эффект, похожий на эхо, который задерживает и повторяет аудиосигнал через определённые интервалы времени. Этот эффект добавляет глубину, пространство и текстуру к звуковым трекам. В звуковом продакшене Дилей используется для создания различных звуковых ландшафтов, улучшения стереоэффекта и придания ритмической структуры музыке.

    Дилей хорошо себя проявляет при создании различных художественных эффектов, например, утрированного эха "зловещего" голоса, как в этом ролике:

    Спецвыпуск. Саунд-дизайн на Хэллоуин

    Распространённые параметры дилея

    Delay Time (Время задержки): устанавливает время между исходным сигналом и его повторением. Обычно измеряется в миллисекундах (мс) или в долях такта.

    Feedback (Обратная связь): контролирует количество повторений сигнала. Более высокое значение приводит к большему количеству эхо.

    Mix (Смешивание): устанавливает баланс между сухим (исходным) и обработанным сигналами.

    Modulation (Модуляция): В некоторых Дилеях позволяет изменять параметры задержки во времени, создавая эффекты хорус или фланджер.

    Виды дилея

    Simple Delay: Базовая форма дилэя с одним повтором сигнала.

    Ping-Pong Delay: Сигнал перемещается между левым и правым каналами, создавая стереоэффект.

    Tape Delay: Имитирует старые магнитофонные задержки, добавляя тёплые и плавные повторения с лёгкими искажениями.

    Multi-Tap Delay: Позволяет создавать несколько повторений сигнала с различными временны́ми интервалами.

    Бесплатные плагины

    Дополнительную информацию о плагинах Valhalla Freq Echo можно найти здесь и здесь.


    саунд-дизайн для видео

    На 12-часовом онлайн-курсе вы научитесь создавать профессиональное звуковое оформление для видео и линейных медиа. Под руководством Евгения Чигарева, опытного продюсера и саунд-дизайнера, вы освоите ключевые аспекты озвучки, которая подчеркнёт эмоции, настроение и сюжетную линию ваших видеопроектов.

    Фэйзер

    Фэйзер (phaser) — это эффект, который создаёт движение и модуляцию в звуковом сигнале, добавляя ему пространства и интересные текстурные изменения. Фэйзер разделяет исходный сигнал на несколько копий и изменяет фазу некоторых из них с помощью серии "all-pass" фильтров. Эти фильтры пропускают все частоты, но сдвигают фазу сигнала. Когда изменённый фазой сигнал смешивается с исходным, возникает интерференция, создающая характе́рные пики и провалы в частотном спектре. Модуляция частоты этих фильтров создаёт ощущение движения и изменения звука. Добавляя звуковые эффекты в видеоролик, к примеру, для разных подписей и всплывашек, можно придать звуку ощущение движения с помощью фейзера.

    Распространённые параметры фэйзера

    Rate (Частота): скорость модуляции, измеряемая в Герцах (Гц). Она определяет, как быстро движутся пиковые и провальные точки.

    Depth (Глубина): интенсивность модуляции, контролирующая, насколько сильно изменяются фазы сигнала.

    Feedback (Обратная связь): возвращает часть обработанного сигнала обратно на вход, усиливая эффект и создавая более выраженные модуляции.

    Stages (Стадии): количество фильтров, через которые проходит сигнал. Большее количество стадий приводит к более сложному и насыщенному эффекту.

    Бесплатные плагины


    Реверб

    Хорус (chorus) — это эффект, который создаёт иллюзию множества звуков, воспроизводимых одновременно, путём добавления к исходному сигналу его изменённые копии. Это создаёт более объёмное и насыщенное звучание, добавляя глубину и объёма. Модуляция времени задержки и высоты изменяет частоту копий сигнала, что создаёт эффект колебания или движения.

    Хорус применяется при создании объёмных звуковых текстур и эмбиенсов, помогая расширить и уплотнить звук.

    Cинтез атмосферы в Vital

    Распространённые параметры

    Rate (Частота): скорость модуляции задержки, измеряемая в Герцах (Гц). Определяет, как быстро изменяется задержка, создавая колебания в звуке.

    Depth (Глубина): амплитуда модуляции, которая определяет, насколько сильно изменяется задержка. Это влияет на интенсивность эффекта.

    Mix (Смешивание): баланс между сухим (исходным) и обработанным сигналами.

    Delay Time (Время задержки): время задержки изменённых копий сигнала. Это значение часто небольшое, в пределах нескольких миллисекунд, и определяет ширину эффекта.

    Бесплатные плагины


    Хорус

    Реверберация — это эффект, который имитирует естественное отражение звука от различных поверхностей в помещении. Он создаёт ощущение пространства и глубины, добавляя к исходному звуку хвост эхо. В звуковом продакшене ревёрб используется для придания звуку более естественного и объёмного характера, а также для создания атмосферы и улучшения пространственной характеристики микса.

    Отражения, создаваемые эффектом, могут быть смоделированы различными способами, в зависимости от типа ревёрба:

    Algorithmic Reverb использует математические алгоритмы для создания эффекта реверберации. Обычно предлагает больше контроля над параметрами.

    Convolution Reverb основан на импульсных откликах (IR) реальных помещений, что даёт более натуральное звучание, но с меньшим количеством возможностей для настройки.

    Реверберация часто используется в звуковом оформлении аудиокартины и позволяет создать нужное пространство. К примеру, если нужно озвучить ролик с видами природы и вы захотите добавить крик птицы или другого животного — реверберация поможет "посадить" звук в каньон или на вершину горы, чтобы он звучал реалистично.

    Конволюционные ревербераторы

    Распространённые параметры ревёрба

    Decay Time (Время затухания): время, в течение которого реверберация затухает до полной тишины. Определяет, насколько долго звучит эффект ревёрба.

    Pre-Delay (Предварительная задержка): время задержки перед началом реверберации. Это помогает создать ощущение пространства между исходным звуком и реверберирующим хвостом.

    Room Size (Размер комнаты): определяет размер виртуального помещения, в котором происходит реверберация. Большие значения создают эффект большой комнаты или зала, маленькие значения — небольшого помещения.

    Damping (Затухание): контролирует, как быстро затухают высокие частоты реверберации. Это имитирует поглощение звука мягкими поверхностями, такими как ковры и мебель.

    Mix (Смешивание): баланс между сухим (исходным) и обработанным сигналами.

    Бесплатные плагины


    Флэнджер

    Флэнджер (flanger) — это эффект модуляции, который создаёт характе́рный "вихревой" звук. Принцип действия флэнджера заключается в создании копии исходного сигнала, которая затем задерживается на очень короткое время (обычно несколько миллисекунд), а время задержки периодически изменяется, создавая модуляцию. Это приводит к фазовым сдвигам и интерференции, создавая пики и колебания частотного спектра.

    Такой звуковой эффект - неотъемлемая часть для футуристического саунд-дизайна. Просто добавьте немного фленджера, и эффект зазвучит более футуристично.

    Распространённые параметры флэнджера

    Rate (Частота): скорость модуляции времени задержки, измеряемая в Герцах (Гц). Определяет, как быстро изменяется время задержки, создавая колебания в звуке.

    Depth (Глубина): амплитуда модуляции времени задержки. Определяет, насколько сильно изменяется время задержки, влияя на интенсивность эффекта.

    Feedback (Обратная связь): количество обработанного сигнала, возвращаемого на вход эффекта. Повышение обратной связи усиливает пики и провалы в частотном спектре.

    Mix (Смешивание): баланс между сухим (исходным) и обработанным сигналами.

    Бесплатные плагины

    Заключение

    Все аудиоэффекты позволяют сделать видеоряд, игру или музыкальную композицию более запоминающейся и яркой. Для видео это особенно важно, ведь звук является большой частью всего медиа продукта, именно он играет с нашими эмоциями.

    Научиться расставлять нужные акценты и влиять звуком на зрителя можно на курсе “Саунд-дизайн для видео”, где на практике вы сможете повторить креативное использование плагинов из этой статьи. На протяжении курса, вместе с автором саунд-дизайнером Евгением Чигарёвым, вы озвучите ролик из игры Heroes of the Storm, а в конце курса отправите ему свою работу на проверку и получите развёрнутую обратную связь с советами.


    саунд-дизайн для видео

    На 12-часовом онлайн-курсе вы научитесь создавать профессиональное звуковое оформление для видео и линейных медиа. Под руководством Евгения Чигарева, опытного продюсера и саунд-дизайнера, вы освоите ключевые аспекты озвучки, которая подчеркнёт эмоции, настроение и сюжетную линию ваших видеопроектов.
    Точка Звука предлагает онлайн-обучение саунд-дизайну для начинающих. Это идеальная возможность для тех, кто хочет изучить основы саунд-дизайна в удобном для себя режиме.

           

    Проект XSSR Academy © 2024 Все права защищены

    Индивидуальный предприниматель Хилько Александр Александрович ИНН 390503145696 ОГРНИП 320392600035474
    Дата регистрации: 29.08.2022 Тел: +795118505918 Емейл: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

    Договор-оферта, Политика конфиденциальности