Skip to main content

База саунд-дизайна. Звуковое пространство

Звуковое пространство необходимо для представления звуков в трёхмерной среде, которое создаёт иллюзию глубины и положения объектов относительно слушателя. Когда мы говорим о звуковом пространстве в контексте музыки и саунд-дизайна, мы имеем в виду то, как различные элементы микса расположены в виртуальном пространстве. Это может включать позиционирование инструментов, голоса или звуковых эффектов по панораме, изменение их глубины с помощью реверберации или задержки, а также управление шириной стереополя. В этой статье мы рассмотрим, как используют звуковое пространство в саунд-дизайне, какие существуют виды пространств, как управлять ими в DAW и с помощью плагинов, а также популярные инструменты для работы с пространством.

Использование звукового пространства

Использование звукового пространства позволяет:

  • Создавать более реалистичные сцены и окружение, например, при озвучивании эмбиенса города и леса.
  • Добавлять драматизм или атмосферу в музыку, передавая чувство пространства (звук в небольшом помещении или на огромной арене).
  • Обеспечивать лучшее разделение инструментов, делая их более разборчивыми в миксе.

Типы звукового пространства

  • Моно: При моно звук воспроизводится через один канал. Все звуковые элементы в моно звучат из одного источника без разделения на левый и правый каналы.
  • Стерео: Включает два канала — левый и правый, что позволяет размещать звуки по горизонтальной оси (панорама).
  • Многоканальный звук: Использует несколько каналов для создания звука вокруг слушателя.

Как управлять пространством в звуке

Если вы знаете, для какой звуковой системы вы готовите микс, то можете уже смело приступать к формированию звукового пространства с учётом всех особенностей. В любой DAW (Digital Audio Workstation) предусмотрены инструменты для формирования звукового пространства: панорамирование, работу с шириной стереополя, а также использование реверберации и задержек для создания глубины.

1. Панорамирование (панорама)

Панорамирование позволяет перемещать звук по горизонтальной оси между левым и правым каналом. Это основной способ управления стереопространством в миксе.

Допустим, нужно создать атмосферу леса, где слышен ветер, пение птиц и шорохи, доносящиеся из разных направлений. Для этого можно сделать базовый фон, который будет идти в стереорежиме с лёгким панорамированием, например, слегка сдвинуть его к левому каналу, чтобы ощущение ветра шло немного слева.

Можно добавить шорохи кустов или шаги случайным образом то с одной, то с другой стороны, перемещаясь по панораме. Это создаст ощущение движения объектов в лесу и присутствия чего-то рядом.

2. Стереорасширение

Стереорасширение увеличивает ширину стереополя, делая звук более объёмным. Это достигается путём изменения фазы или уровня сигнала между левым и правым каналами. Однако важно следить за фазовыми искажениями, которые могут возникнуть при чрезмерном расширении.

Таким приёмом можно создать общий отдалённый шум леса, который будет ощущаться "распахнутым", объёмным и давать слушателю “услышать” масштаб пространства.

3. Глубина и реверберация

Для создания ощущения глубины используется реверберация и задержка (delay). Звуки с большим количеством реверберации и задержки воспринимаются как более удалённые, а звуки без них — как находящиеся ближе к слушателю. Это помогает создать многослойную звуковую картину, где каждый элемент занимает своё место на сцене.

Например, вам нужно добавить пение нескольких видов птиц на ту же сцену с лесом. Их можно расположить в разных точках стереополя: одну птицу поместить чуть левее центра, вторую — ближе к правому каналу, третью — далеко слева, добавив небольшой эффект реверберации для создания глубины.

4. Бинауральное и 3D-панорамирование

Для создания бинаурального и трёхмерного звукового пространства используются специальные плагины и технологии. Они позволяют размещать звуки не только слева или справа, но и сверху или снизу слушателя, имитируя реальное трёхмерное пространство.

Эффектно будет звучать пролетающий мимо комар, если сделать этот звук путём автоматизации с правого канала на левый, создавая эффект движения.

Популярные плагины для работы со звуковым пространством

Современные плагины предоставляют мощный инструментарий для управления звуковым пространством и создания более объёмных и реалистичных миксов. Рассмотрим несколько популярных плагинов.

iZotope Ozone Imager (бесплатный)

Ozone Imager позволяет визуализировать и управлять стереопанорамой. Это отличный инструмент для анализа стереоширины и её расширения, что полезно на этапе мастеринга.

Waves S1 Stereo Imager

Один из самых популярных плагинов для управления стереополем. Он позволяет изменять ширину стереополя, панорамировать и позиционировать элементы микса, делая звук более просторным.

Voxengo Stereo Touch (бесплатный)

Плагин для стереорасширения монозвуков. Подходит для придания ширины вокалу, гитаре и другим инструментам, которые необходимо поместить в пространство.

Dear Reality dearVR Pro

Это профессиональный инструмент для создания трёхмерного звукового пространства. DearVR Pro позволяет размещать звуки в любом направлении, включая вертикальную ось, и применяется для работы с 3D-звуком в кино, играх и VR.

ValhallaRoom

ValhallaRoom — это реверберационный плагин, который помогает создавать глубокие и пространственные реверберации. Он позволяет точно контролировать, как звук взаимодействует с виртуальными "стенами" пространства, что делает его отличным инструментом для создания атмосферного звука.

Заключение

Звуковое пространство — это важный аспект любого аудиопроекта. Современные DAW и плагины предоставляют широкий инструментарий для работы с ним, позволяя создавать детализированные и эмоциональные звуковые сцены.