Skip to main content

База саунд-дизайна. Реверберация

Реверберация — один из самых важных и широко используемых эффектов в звуковом продакшене. Для начинающих музыкантов и саунд-дизайнеров понимание и правильное использование ревербации могут значительно улучшить качество миксов, добавив глубину, пространство и атмосферу к звуку. Этот эффект имитирует естественное отражение звука от поверхностей в пространстве, создавая ощущение нахождения в различных акустических средах — от небольших комнат до огромных залов. В этой статье мы рассмотрим принцип действия ревербераторов, их основные виды, а также обсудим популярные плагины, которые помогут вам добиться желаемого звучания.


Принцип действия ревербераторов

Реверберация возникает, когда звуковые волны отражаются от различных поверхностей и многократно накладываются друг на друга, создавая эффект затухания звука во времени. В реальной жизни мы слышим реверберацию повсюду: в комнатах, концертных залах, туннелях и других пространствах. В звуковом продакшене ревербераторы используются для имитации этих отражений и создания впечатления, что звук исходит из определённого пространства.

Ревербераторы в цифровом виде (плагины или аппаратные устройства) моделируют эти отражения, используя различные алгоритмы или записи настоящих пространств (в случае свёрточной реверберации). Основные параметры ревербератора включают:

  • Pre-Delay: задержка перед началом реверберации, помогает отделить исходный звук от обработанного.

  • Decay Time: время затухания реверберации, определяет, как долго звук будет «рассеиваться» в пространстве.

  • Size: определяет размеры виртуального пространства, в котором происходит реверберация.

  • Damping: контролирует, как быстро высокие частоты затухают по сравнению с низкими.

  • Wet/Dry Mix: соотношение между обработанным (с реверберацией) и необработанным сигналом.


Основные виды ревербераторов

1. Пластинчатая реверберация (Plate Reverb)

Описание: Пластинчатая реверберация создаётся с помощью вибрации тонкой металлической пластины, на которую подаётся звук. Микрофоны улавливают эти вибрации, создавая реверберационный эффект.

Звучание:

  • Чистое, яркое и гладкое.

  • Имеет характе́рное тёплое звучание с продолжительным хвостом реверберации.

  • Чаще всего используется для обработки вокала и ударных, так как хорошо сохраняет чёткость и разборчивость звука.

Пример: Классический EMT 140 — один из самых известных пластинчатых ревербераторов.

emt_140 Reverb

2. Пружинная реверберация (Spring Reverb)

Описание: В пружинной реверберации используется одна или несколько пружин, через которые пропускается звук. Эти пружины вибрируют и создают реверберационный эффект, который затем считывается микрофонами.

Звучание:

  • Металлическое, с характе́рным «дрожащим» эффектом.

  • Подходит для гитарных усилителей, винтажного звука и эффектов «лоу-фай».

Пример: Fender Twin Reverb — популярный гитарный усилитель со встроенной пружинной реверберацией.

Fender Twin Reverb

3.Цифровая реверберация (Digital Reverb)

Описание: Цифровая реверберация создаётся с помощью математических алгоритмов, которые моделируют различные пространства и типы ревербераций. Эти алгоритмы могут включать имитацию пластин, комнат, залов и других пространств.

Звучание:

  • Может быть любым, в зависимости от настроек и алгоритмов.

  • Чаще всего используется для создания нестандартных или экспериментальных звуков, которые сложно воспроизвести с помощью аналоговых ревербераторов.

Пример: Valhalla Room и FabFilter Pro-R — популярные примеры цифровых ревербераторов.


4.Свёрточная реверберация (Convolution Reverb)

Описание: Этот тип реверберации использует импульсные характеристики (IR) реальных пространств, чтобы создать максимально точную имитацию конкретных акустических условий. Свёрточные ревербераторы работают путём наложения этих импульсных характеристик на сухой звук.

Звучание:

  • Реалистичное и точное, так как основано на реальных акустических данных.

  • Применяется для создания звуков, требующих точного воспроизведения определённых пространств, например, в кино или играх.

Пример: Waves IR-1 и Altiverb — известные плагины свёрточной реверберации.


Примеры популярных плагинов ревербераторов

Valhalla VintageVerb. Один из самых популярных и универсальных ревербераторов. Обладает множеством режимов, включая Plate, Room, Hall и другие. Имеет характе́рное «винтажное» звучание, подходящее для множества задач.

Valhalla VintageVerb

FabFilter Pro-R. Мощный ревербератор с интуитивно понятным интерфейсом и широкими возможностями настройки. Позволяет легко настраивать параметры реверберации и визуализировать её воздействие на звук.

FabFilter Pro-R

Waves H-Reverb. Гибридный ревербератор, сочетающий классические и современные алгоритмы. Подходит для создания уникальных пространственных эффектов.

Waves H-Reverb

Convolution Reverb (в Ableton Live). Встроенный ревербератор, использующий импульсные характеристики для создания реалистичных ревербераций. Применятеся при работе с реалистичными звуковыми ландшафтами.

TAL-Reverb-4 (бесплатный). Простой и эффективный ревербератор с аналоговым характером. Отлично подходит для добавления глубины и объёма в трек, особенно для новичков.

TAL-Reverb-4

Области применения ревербераторов

Использование реверберации открывает огромные возможности для создания пространства и атмосферы. Понимание принципов её работы и различных видов ревербераторов позволит вам более эффективно использовать этот эффект и достичь желаемого звучания. Например, при озвучивании экрана победы, грамотное применение реверберации поможет разместить множество ярких звуковых событий на разных планах и разгрузить общую звуковую картину.

Также реверберация может придать нужному звуку лёгкости и эффекта «взлёта» на высоких частотах, характе́рных для казуальных игр. Таким звуком может подчеркнуть завершение действия или уровня. Реверберация придаст этому эффекту пространственное ощущение, как будто звук распространяется в виртуальном пространстве, подчёркивая важность момента.

Эти и многие другие приёмы можно услышать в редизайне отрывка геймплея из игры Candy Crush Алексея Ваулина для курса “Саунд-дизайн для казуальных игр”.